Приводим здесь выписку из разъяснения ФАС от 30 июня 2010 года по вопросам, касающимся отключениям электроэнергии в СНТ.
http://www.fas.gov.ru/clarifications/clarifications_30287.html Вопрос: Распространяются ли положения антимонопольного законодательства на действия СНТ по отключению и (или) ограничению энергоснабжения членов СНТ и граждан, ведущих садоводство в индивидуальном порядке?
Ответ: В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются.
В соответствии с пунктом 160, 161 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее — Правила) ограничение режима потребления электрической энергии (полное и (или) частичное) может вводиться в следующих случаях:
а) неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей, в том числе по предварительной оплате, если такое условие предусмотрено соответствующим договором с потребителем (далее - неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем своих обязательств);
б) прекращение обязательств сторон по договору, на основании которого осуществляется энергоснабжение потребителя, поставка электрической энергии и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии потребителю (далее - прекращение обязательств сторон по договору);
в) выявление фактов бездоговорного потребления электрической энергии или безучетного потребления электрической энергии;
г) выявление неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств) потребителя, удостоверенного органом государственного энергетического надзора, которое угрожает аварией или создает угрозу жизни и здоровью людей;
д) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
е) возникновение внерегламентных отключений;
ж) наличие обращения потребителя.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Учитывая изложенное, в действиях СНТ по введению ограничения режима потребления электрической энергии в случаях, не предусмотренных Правилами, в результате установки ограничительных автоматов, иных приборов в виде ПЗР (прибора защиты релейного) или приборов учета электроэнергии прямого включения, имеющих встроенное реле, позволяющее отключать потребителя от сети, будут содержаться признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Действия собственников и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями, в части требования от потребителей компенсации расходов на транспортировку электрической энергии через принадлежащие им объекты электросетевого хозяйства (в отсутствие установленного для них соответствующим уполномоченным органом тарифа на услуги по передаче электрической энергии), являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Действия собственников и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства, не являющихся сетевыми организациями, выразившиеся в препятствовании перетоку электроэнергии через собственные объекты в отношении точек присоединения к электросетям потребителя, посредством необоснованного введения ограничения режима потребления, а также во взимании платы за переток электроэнергии через объекты предприятия нарушают пункты 3, 4, 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Исходя из вышеизложенного, можно определить действенный способ борьбы с незаконными отключениями электроэнергии в СНТ.
Нужно зафиксировать факт отключения электроэнергии от вашего участка, сообщив об этом участковому полиции, который обслуживает район расположения СНТ. Нужно добиться того, чтобы он как можно скорее приехал к вам и расследовал все обстоятельства правонарушения.
В заявление нужно написать, что вы обращаетесь с просьбой провести проверку и возбудить уголовное дело в отношении лиц, которые такого-то числа, месяца, года провели незаконное отключение путем отсоединения проводов (отсоединения прокалывающих зажимов), такого-то земельного участка, по такому адресу. О результатах проверки прошу сообщить по такому-то адресу.
По вашему заявлению будет выдан отказ в возбуждении уголовного дела, но проверка будет проведена, и ответ из полиции или прокуратуры послужит документом, подтверждающим факт отключения.
После этого необходимо написать и отправить письменное заявление в территориальный орган Федеральной антимонопольной службы с приложением необходимых документов: копию отказа в возбуждении уголовного дела от местного органа МВД, копии квитанций по оплате электроэнергии, копию решения правления или общего собрания об отключении электроэнергии с вашего участка (при наличии), копию прямого договора энергоснабжения с поставщиком электроэнергии (при наличии), копию свидетельства на земельный участок и т.п.
На всех копиях документов необходимо поставить свои фамилию и инициалы, подпись, и дату.
В заявлении необходимо указать место своего проживания с почтовым индексом, наименование, фактический и юридический адрес СНТ, номер участка, контактные данные председателя правления СНТ.
По вашему заявлению территориальный орган Федеральной антимонопольной службы обязан провести расследование деятельности СНТ и в течение 30 дней дать вам письменный ответ.
УФАС предпишет СНТ восстановить электроснабжение вашего земельного участка и выпишет штраф юридическому лицу СНТ.
В случае невыполнения предписания УФАС о немедленном восстановлении электроснабжения вашего земельного участка, на юридическое лицо СНТ может быть наложен штраф до 15 миллионов рублей по вашему повторному заявлению.
Этот метод борьбы с незаконными отключениями электроэнергии в СНТ более предпочтителен, чем защита своих нарушенных прав в суде, т.к. восстановление нарушенных прав занимает меньший промежуток времени.
Если доказывать незаконнымчерез суд каждое из незаконных действий в СНТ, да ещё помножить на количество судебных дел в отношении каждого из "несогласных" членов или индивидуальных садоводов, то будет идти бесконечный судебный процесс.